Ждал ли кто-либо отставки Фиби Файло с поста креативного
директора Céline? Конечно, ждали! В мире, который за последние семь лет претерпел
изменения матрицы и целевой аудитории, у практически всего исторического и
«тяжелого» люкса другого развития сюжета быть и не могло. Привнеся в модную
повестку собственный взгляд на женскую сексуальность и дав старт гонкам за
минимализмом, Файло из её лидера становится сторонним наблюдателем. По крайней
мере, на время.
У современного общества Céline by Philo ассоциируется с амбициозной женщиной
за 35. Она вальяжная и богемная, завернутая в десятки слоев лучшего
американского хлопка и высочайшего качества кашемира. Совершенное и бесполое
существо, для которого секс стал и вовсе рудиментом. Такой образ скульптурной
холодности навешивался глянцем на изделия с лейблом Céline последние семь лет. Эта бирка стала
неотъемлемым спутником всякого рода активисток/феминисток/филантропов и прочих
необременённых модой дам, которых при том заприметил глянец. Именно дам, ведь
«интеллект – удел взрослых женщин».
Пройдя все этапы становления: от расклёшенных брюк с
соблазнительным облеганием бёдер и накрахмаленных рубашек до пальто-коконов и
свободных шёлковых блузонов, она являлась едва ли не главным диктатором
интеллектуального минимализма и законодателем мод в области пропорций и
соотношений. Параллельно с этим Файло виртуозно лавировала в информационном
пространстве. Будь то мечта модниц следующего десятилетия – модель сумки Luggage, лодочки из канареечно- жёлтого меха
или платья-футболки с принтами, вдохновленные иллюстрациями Тони Вирамонтеса.
Забавно и то, с каким усердием глянцевая пресса создавала
образы «снежных королев wearing Céline», отрицая в этой марке как отдельные
ноты, так и целую арию сексуальности. Журналисты всего мира в унисон писали о
толике эротизма в силуэте обнаженной груди на струящемся шифоне. Или о том, что
мужчина середины 2010-х спит и видит свою женщину в безразмерном пиджаке и
наглухо застегнутой рубашке. Почему игнорировался откровенно сексуальный
подтекст коллекций и закрывались глаза на очевидное желание нравиться не только
себе, но и своему партнёру (вне зависимости от его/её пола), так и останется загадкой.
Интересно знать мнение создательницы на такую интерпретацию
её творчества. Создаётся стойкое ощущение, что последние несколько лет дизайнер
не могла докричаться до своей аудитории и «рупоров», навешавших стереотипов на
подшефный ей бренд. Возможно, уход в этом случае был радикальной мерой и немым
жестом. Но это лишь этическая сторона вопроса. На практике Файло была
отъявленным противником выхода бренда на тропу онлайн-ритейла. Неприкрытый
конфликт с руководством хоть и был в своё время сглажен, оставил неприятный
осадок, заставляя усомниться не только в качестве работы дизайнера, но и в
продажной динамике.
Новый креативный ставит перед владельцами марки и менеджментом
вопрос: «В каком направлении мы станем двигаться дальше?» Ведь в мире, где
количество брендов беспрестанно растёт, обратно пропорционально снижается
возможность выбора. Англичанка Файло лишь укрепила столпы этой истины. И пока Celine уже без É пожинает плоды тотального
ре-брендинга, налицо все предпосылки жёсткой битвы за лояльную клиентуру.
Обе Америки, Северная и Южная, практически полностью
подконтрольны сёстрам Олсен и их The Row. С 2007-го они расширили выпускаемый
ассортимент до четырёх коллекций в год и премиальной линии кожаных изделий,
поставляемой в магазины дропами. Прошлым летом дебютировала полноценная мужская
линия, а в разработке находится нижнее и нательное белье. Ценители
архитектурных форм и приверженцы хрестоматийной монашеской строгости уже стали
завсегдатаями корнеров The Row в Европе. Основной же претенденткой
на золотую жилу в виде бóльшей доли клиентов в этом регионе является Виктория
Бэкхем. Её дизайн-команда безвозвратно отошла от бывшей столь успешной матрицы
платьев-футляров в сторону костюмов-двоек, выверенных до миллиметра,
тяжеловесных сарафанов в пол, шерстяных пальто с кожаными воротниками и
сатиновыми рубашками с неоклассическими конструкторскими характеристиками.
Кроме того, Бэкхем перенесла показ из Нью Йорка в Лондон, обзавелась сторонним
инвестором, а её команда особое внимание стала уделять сезонным аксессуарам, не
забывая при этом динамично перерабатывать базовую линию сумок.
Но, в отличии от фригидных настроений предполагаемой целевой
аудитории «файловского» Céline, Виктория, являясь амбассадором именной марки, ратует за
сексуальность. Для 2019 года позиция смелая. И есть оправданное предположение,
что именно Victoria Beckham подружит интеллигентную сексуальность с благородной борьбой
женщин за свои права.
Аспекты под названием «инвестор» и «сексуальность» открывают
колоссальные площади для аналитики. Финансовая самостоятельность развязывает
руки и позволяет отстаивать узконаправленные, андерграундные ниши дизайна.
Стороннее же финансирование накладывает отпечаток ответственности и выводит из
зоны комфорта. Даёт возможность переосмыслить создаваемый продукт. В последней
коллекции на смену «интеллектуальной» форме обуви пришёл более лаконичный, при
этом раскованный дизайн. Появились сапоги с открытым носом, а текстиль обрел
весьма дорогой змеиный принт. Это не только ещё одно доказательство
нерелевантности кредо snow queen, это и неопровержимая улика того,
что секс всё ещё продаёт.
Эстетов минималистов в Европе действительно много. На любой
вкус и цвет. На их фоне VB привлекает продуманной матрицей и безупречной 10-летней репутацией.
Объективную конкуренцию им способны составить разве что Люси и Люк Мейер.
Воспитанники и преемники Рафа Симонса за десяток коллекций для Jil Sander добились абсолютной стерильности
дизайна. Раскладывание классической матрицы как пасьянса и создание цветовой
геометрии, дополняющей односоставные части коллекций, с лихвой компенсируют их
принципиальность в выборе фактур. Продуманная целостность стала в моде большой
редкостью. В свою очередь, это играет на руку процессам привлечения
платёжеспособной аудитории и шлифовке ореола люксовости конечного продукта.
Само понимание люкса сегодня крайне девальвировано. Безграмотный
стайлинг, нарочито уродский дизайн и его воровство являются последствиями
религии 2010-х – минимализма. Два из трёх выше упомянутых бренда объединяет не
только перекликающийся дизайн. Первое десятилетие The Row провели без рекламной интеграции и
вне подиумов NYFW. При этом уже три года подряд модели с закрытых презентаций Эшли и
Мэри-Кейт Олсен являются выбором редакторов Vogue Runway. Их английская коллега столь
высокими доходами похвастаться не может. Для себя VB выбрала более интегрированный в СМИ
путь развития с привлечением внимания аудитории в самых неожиданных отраслях их
жизнедеятельности.
Гадания и констатация маркетингового опциона брендов на
осколках клиентской базы old Céline не сравнится по своей зрелищности с
тем, что в моде будет происходить в последующие два года. Огламуренный
архитектурный минимализм остался в 2018-ом. И эту веху можно считать законченной!
Фиби Файло культивировала модное сообщество к чему-то большему. Не факт, что
она знала, как будет выглядеть это прекрасное далёко. С уверенностью можно
сказать лишь о том, что активно насаждённый ею самой форменный концептуализм
изжил себя. И вот здесь стоит вспомнить о сменщике дизайнера на этом посту.
Наверное, самая масштабная глянцево-зрительская тенденция после футболок «We should all be feminists» – насмешливое презрение Эди
Слимана. К общему признанию в тогда ещё Yves Saint Laurent он тоже пришёл далеко не сразу. При
этом разработанная им линия внесезонных аксессуаров осталась нетронутой при
новом руководстве. Хотя и претерпела изменения, соответствующие веяниям
современности. Кроме того, Kering благоразумно сохранили концепцию визуального ряда, несмотря
на стратегические отличия девушки Saint Laurent версии Энтони Вакарелло.
Слимана уже в третий раз запускают в одну и ту же реку (первый был в Dior Homme, второй – в Yves Saint Laurent). В обновлённом Celine он действует по отлаженной схеме,
работая с архивами бренда и подводя при этом картинку под единый знаменатель
собственного стиля. Вот тут-то тренд тотальной инклюзивности и встретил
достойную оппозицию. То, что Эди «подсидел» едва ли не главную любимицу мира
моды, публика, разумеется, не скоро забудет. Шутка ли, но аккаунты @OldCeline и @PhoebePhiloDiary в инстаграм насчитывают почти 300
тысяч подписчиков на двоих. А акция предприимчивых австралиек с хэштэгом #BringBackPhilo и одноимённая коллекция мерча и
вовсе попала в сводки всего топового глянца.
Вслед за Карлом Лагерфельдом и Оливье Рустеном Слиман одним
из первых почувствовал экономическую респектабельность, заключённую в подиумных
имиджах. Такой подход порой спорной линии одежды в Saint Laurent позволил дизайнеру буквально штамповать
классические лодочки, пришедшие на смену знаменитой модели Tribtoo и сравнившимися с ними в
узнаваемости. Что ещё важнее, тиражи не девальвировали модели, а вдумчивый
долгоиграющий внешний вид обеспечил её продажи на годы вперёд.
Сентябрьский дебют старого амплуа в новом бренде осветил
важную проблему моды, как индустрии. Fashion-журналисты не способны видеть дальше
и глубже подиумной концепции. И «подпевка» в виде фэшн-блоггеров, одномоментно
поменявших название на didgital-инфлюенсеров, это лишь подчёркивает.
Конечно, на шоу не обошлось без фирменных мини. И это едва ли не единственное
отличие от моделей Фиби. Костюмы-двойки, классические кожаные косухи и бомберы, белоснежные рубашки и все те же проглядывающие под шифоном соски. Смежным
шоу Слиман ударил по святая святых – клоунаде гендерной бивалентности. Это был
единичный и изысканный случай полоролевого равенства. Без стереотипных
ассоциаций «девочки в мальчике», без рюш, без двойственности. Лишь строгость,
эротизм и архитектурность форм. Но об этом предпочли не упоминать. Ракурсы, с
которых мы смотрим на тот или иной бренд, закостенели в своей статичности. За
про-феминистским Christian Dior стоит отсутствие какого бы то ни
было развития. Всё те же бельевые лямки, всё те же громкие лозунги. Под
буффонадой Gucci скрыта растущая в геометрической прогрессии базовость подиумных
образцов. Градус, с которым Balenciaga откровенно стебёт своего покупателя,
с завидной регулярностью пробивает дно здравого смысла. Эта тенденция не
позволяет смотреть на одежду и её качество, оставляя информационные полосы лишь
для «скандальных» разоблачений Diet Prada.
Самое “возмутительное”,
что всё это было показано с буквальной простотой и недвусмысленной отсылкой к
самому дизайнеру. Последовавшая за этим волна недовольных рецензий и
обывательских всплесков наглядно подтверждает неравнодушие публики, а значит
формирует и новый покупательский спрос. Будет ли он большим или малым – покажет
время. На этом месте можно развернуть полемику актуальности Эди Слимана как
персоналии, но я ограничусь мыслью о том, что вне зависимости от лейбла он
привлекает создаваемой проекцией на свой образ. Slimane is not the new
black. He is the blackest.
Комментариев нет:
Отправить комментарий